Представительство в налоговых органах

Представительство в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, (налоговое представительство).

Согласно статье 26 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик может участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя.
Законными представителями налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или учредительных документов. Правами законных представителей обладают, например, единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества.

Чаще всего в роли единоличного исполнительного органа выступает генеральный директор (директор). Для удостоверения полномочий такого лица должны быть представлены учредительные документы юридического лица (устав, учредительный договор, положение) и документ, удостоверяющий его должностное положение (решение, протокол, приказ).

Законными представителями налогоплательщика — физического лица являются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Гражданское законодательство предполагает участие физического лица в правоотношениях через законного представителя в случае, когда такое физическое лицо не может в полном объёме осознавать значение своих действий.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признаётся физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами. Уполномоченный представитель налогоплательщика — организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Доверенность должна быть заверена подписью руководителя или иного уполномоченного на это лица и скреплена печатью организации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Виды представительства

Виды представительства можно разделить на две основные категории: законное и уполномоченное.
  1. Законное представительство — представители назначаются согласно предписанию закона. Например, родители являются законными представителями малолетних детей.
  2. Уполномоченное представительство — основано на договоре между представляемым и представителем. Включает в себя доверенность и коммерческое представительство.

Каждый вызов налогоплательщика в налоговую инспекцию может представлять собой целый клубок потенциальных всевозможных рисков. Риски вызова бизнеса в налоговую сопровождаются с возможными проблемами и негативными последствиями.


Вот только некоторые очевидные из них:

• Потеря времени: вызов в налоговую может занять несколько часов или даже дней, отвлекая Вас от Вашей основной деятельности;

• Финансовые потери: если в ходе вызова будут обнаружены нарушения налогового законодательства, Вам могут быть доначислены налоги, штрафы и пени;

• Ухудшение отношений с налоговыми органами: вызов в налоговую может создать негативное впечатление о вас и вашем бизнесе, что может затруднить дальнейшее взаимодействие как с налоговыми органами, так и с контрагентами. При этом вы можете попасть в Федеральный реестр выгодоприобретателей (ФРВП), впоследствии чего, налоговая станет наблюдать за Вашим бизнесом более пристально;

• Возможное уголовное преследование: если в ходе вызова будут обнаружены серьёзные нарушения налогового законодательства, это может привести к возбуждению уголовного дела и последующим негативным последствиям.

Представительство в налоговых органах (налоговое представительство) реализует право налогоплательщика на участие в отношениях, регулируемых налоговым законодательством через законного или уполномоченного представителя.


Уполномоченным представителем может быть физическое или юридическое лицо, которому налогоплательщик предоставил соответствующие полномочия. Представительство в налоговых органах облегчает взаимодействие бизнеса с государственными контролирующими органами.


При посещении налоговой инспекции очень важно, чтобы Вас и Ваших сотрудников сопровождали специалисты, либо вместо Вас представляли ваши интересы. Так можно существенно снизить риски дачи показаний под давлением, т.к. сотрудники налоговых органов не будут использовать методы оказания какого-либо давления при допросе опытных представителей.


Банальный вызов в налоговую инспекцию может быть, как обычным рядовым мероприятием и не сулить ничего страшного, так и предвестником выездной налоговой проверки со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями, как для топ-менеджмента компании (либо группы компаний, в случае корпоративной структуры холдингового типа), так и для собственника бизнеса (скрытого, публичного и номинального). Зачастую этими последствиями могут быть как «неожиданно» колоссальные налоговые доначисления, так и вовсе банкротство предприятия, реализация активов (порой не по рыночной стоимости), привлечение к субсидиарной ответственности и возбужденные уголовные дела. Вся эта цепочка событий может начаться из-за одного неудачного допроса работника организации в налоговой инспекции, который в стрессовой обстановке ответил на вопрос инспектора не так, как оно было в действительности.


Юристы юридической фирмы Прагмат являются аттестованными членами Палаты налоговых консультантов. Большая часть из них более 10 лет трудятся в сфере налогового консалтинга, круглый год сопровождают выездные налоговые проверки и посещают с собственниками, руководителями и работниками компаний в налоговую на допросы.

Налоговый консалтинг — это набор юридических услуг, включающий анализ хозяйственных операций, восстановление учёта, формирование и аудит налоговой отчётности, оценку налоговых рисков, сопровождение выездных и камеральных налоговых проверок и представление интересов Клиента в налоговых спорах.


Основные задачи налогового консультирования: законная оптимизация налогообложения, прогнозирование налоговых последствий заключаемых сделок, экспертиза качества налогового учёта и предотвращение санкций за нарушение налогового законодательства.