Зачастую проверка не начинается с бухты-барахты, система так не работает, нет столько ресурсов и времени, чтобы проверять “на авось”. В ФНС каждый отдел выполняет свою работу, а многие процессы вообще автоматизированы.
Если говорить о выездной проверке, то она может начаться по следующим причинам:
1. Есть“разрывы”: то есть контрагент не отразил в своей отчетности реализацию товаров\работ\услуг, а второй отразил приобретение товаров\работ\услуг. Простыми словами «ООО 1» говорит о том, что приобрела что-то у «ООО 2», а «ООО 2» говорит, что ничего не продавал. Появляется “разрыв”, и налоговая направляет соответствующее требование, или вызывает на допрос. Цель одна — выяснить почему так получилось и устранить “разрыв”. Если сделка действительно была, и по каким-то причинам «ООО 2» не отразила у себя реализацию, она подаст уточненную декларацию и “разрыв” уйдет, и вопросы к налогоплательщику, соответственно, тоже.
Но, бывает так, что «ООО 2» оказалось недобросовестной компанией, и «ООО 1» не уследила за этим. Тогда «ООО 2» ничего подавать не будет, и «ООО 1» будет вынуждена либо подавать самостоятельно уточненную декларацию и доплачивать налоги, либо доказывать свою правоту, что данная сделка действительно была и они все отразили верно. В таком случае налоговая может инициировать проверку.
2. Раз в 3 года ФНС проводит плановые мероприятия, и если организация попала в данный план, то будет выездная налоговая проверка. Цель — проверить насколько добросовестно налогоплательщик ведет свою деятельность.
3. Если организация ведет “серую” деятельность и некорректно ведет учет (например, работает с фирмами-однодневками), то она с большой вероятностью попадет в неплановую выездную налоговую проверку, потому что даже автоматизированные системы ФНС очень быстро вычисляют такие организации.
4. Точно обратят внимание на кредиторскую задолженность.
5. Если в рамках взаимодействия производились поставки, то значительная часть проверки, будет посвящена перемещению товара. ИФНС будет выяснять откуда, куда, каким транспортом перевозился товар, были ли оплаты перевозчику товара. “Рисовать” транспортные накладные смысла нет, ведь ИФНС давно в рамках межведомственного взаимодействия может получить информацию проезжал ли определенный автомобиль по указанному маршруту в указанное время.
Еще работает отдел предпроверочного анализа. Он проверяет работу предприятия без выездных проверок, потом формирует отчет о том, как там обстоят налоговые дела. В таком отчете будет указано, есть ли ошибки в документации, какова вероятность уклонения от уплаты налогов. И на основании этого заключения ИФНС принимает решение о выездной проверке.