В любой компании нагрузка, связанная с уплатой налогов, складывается из нескольких факторов:
- местность регистрации бизнеса;
- форма собственности;
- выбранная система налогообложения;
- количество доходов и расходов;
- сфера деятельности;
- порядок работы с физлицами.
Эти факторы и определяют налоговую политику предприятия. Разберем несколько главных законных шагов, которые можно предпринять, чтобы прийти к минимальному объему налоговых отчислений.
Выбор оптимальной системы налогообложения. Различные режимы предусматривают определенные требования и границы, которые связаны с доходами, направлением деятельности, количеством работников и другими факторами. Однако выбирать систему налоговой отчетности следует с учетом нюансов конкретного коммерческого предприятия. К примеру, малый и средний бизнес традиционно выбирает ПСН или УСН. Выбор УСН обусловлен незначительными налоговыми обязательствами (1-6% по расходам и 5-15% по доходам), а также довольно простым учетом. Однако такая форма налогообложения не всегда выгодна малому бизнесу. Это связано не только с требованиями по обороту компании и числу сотрудников, но и с некоторыми другими ограничениями — например, при УСН организация не вправе открывать филиалы, что в ряде случаев серьезно препятствует развитию бизнеса.
Оптимальное структурирование бизнес-процессов. Грамотная структуризация не только обеспечивает более безопасное управление бизнесом, но и формирует отличную базу для сокращения объемов налогообложения. К примеру, дробление бизнеса, проведенное в рамках закона, поможет снизить НДС и НДФЛ.
Формирование грамотного учета на предприятии. Грамотная учетная политика предусматривает наведение порядка в расчетах налоговых выплат, документах и финансовых операциях. Кроме того, она позволяет выполнить законное перераспределение доходов и расходов между филиалами компании — если они существуют. Все это позитивно влияет на сокращение объема налоговых отчислений.
Вывод «лишних» сотрудников на аутсорсинг. Многие предприниматели все чаще переходят на договорные отношения с самозанятыми для получения целого ряда услуг. Ведь традиционный договор с работником — это 13% подоходного налога, уплата взносов на пенсионное и другие виды страхования и прочие расходы. Поэтому в ряде случаев предприниматель получает более выгодные условия, заключая договор ГПХ либо привлекая самозанятых, которые оплачивают налоги самостоятельно. Однако следует знать, что сэкономить на НДФЛ, переведя штатного работника на самозанятость, получится лишь по истечении двух лет с момента его официального увольнения из числа штатных специалистов. А с недавних пор вступил в силу Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ, который расширил полномочия ФНС и Роструда для противодействия нелегальной занятости. Поэтому важно знать, как работать с самозанятыми на законных основаниях.
Использование налоговых льгот. Помимо налоговых спецрежимов из года в год бизнесу становятся доступными новые налоговые льготы. К примеру, в 2024 году это нулевой налог на прибыль для IT-компаний и некоторых организаций, работающих в сфере туризма, предоставление налоговых каникул для впервые учрежденных ИП, послабления по НДС для организаций, предоставляющих услуги общепита, налоговые отсрочки для мобилизованных бизнесменов, различные региональные льготы и так далее. Главное при этом — законно «подогнать» предприятие под соответствие требованиям для предоставления таких льгот.