— Пользуются хитрой лазейкой, рожденной из пробелов в законодательстве, — говорит гендиректор юридической компании «Прагмат» Эдуард Калинкин. — Ведь с формальной точки зрения, если транспорт зарегистрирован, имеет полис ОСАГО, прошел техосмотр, то размещение рекламы на нем не запрещено. Вместе с тем важно, чтобы машина регулярно использовалась по назначению, а не стояла годами, как билборд.
Как действовать тем, кому не нравится такая реклама?
— Если машина с рекламой стоит без движения более двух недель: сделайте фото и видео, на которых будут зафиксированы даты (для этого есть специальные приложения на смартфон или опция внутри штатной камеры), а затем напишите жалобу в ГИБДД, — советует юрист. — Пусть проверят, на ходу ли автомобиль, не ржавый ли он, не мешает ли обзору на пешеходном переходе и так далее. Лучше, если обращение будет коллективным. Параллельно пишите в Федеральную антимонопольную службу и просите проверить машину на предмет статьи 14.38 КоАП РФ.
В этой административной статье есть витиеватая формулировка: «Использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции».
— В судебной практике уже есть прецеденты, когда автомобили признавались стационарной рекламой — а ее уже нельзя размещать без разрешения. В то время как в Госдуме лишь обсуждают ужесточение регулирования рекламы на транспортных средствах, главным инструментом воздействия на нарушителей становится активность самих граждан. Чем больше точечных обращений в контролирующие органы — тем быстрее машину уберут, — резюмировал Эдуард Калинкин.