Под этим подразумевается комплекс правовых мероприятий, цель которых — сделать активы недоступными для посягательств со стороны третьих лиц. Таковыми могут быть недобросовестные конкуренты (сюда же отнесем и рейдерские захваты), контрагенты, нестабильная политическая, и как следствие этого и экономическая ситуация в стране, гибель или потеря дееспособности владельца бизнеса, либо желание одного из учредителей “выжать” из бизнеса все, прямо здесь и сейчас, без построения планов.
Потеря активов не всегда связана с недобросовестностью третьей стороны. Не стоит забывать, что и при добросовестном поведении организация может попасть в затруднительное финансовое положение, из-за которого возникает банкротство, а в результате этого утрата активов.
Собственник потерять активы может и по своей вине. Например, если он страдает какой-либо зависимостью, у него сложный бракоразводный процесс.
Защита активов не убавляет прав собственника на них. Он также контролирует их, получает выгоду, может распоряжаться на свое усмотрение: продать, подарить, передать в дар, ликвидировать, заложить и так далее.
Зачастую владельцу достаточно, просто тщательно и своевременно проработать этот вопрос.
Специфика защиты активов зависит от того, что вкладывается в это понятие. Так, с бухгалтерской точки зрения активы разделяют на оборотные и необоротные.
Оборотные – это те, которые предприятие расходует постоянно, и это нужно для осуществления своей деятельности. Например, сырье, расходные материалы, оборудование, деньги на счетах компании.
Необоротные – это те инструменты, которые находятся в собственности предприятия, и они используются многократно. Например, здания, где расположены производственные мощности, земельные участки, корпоративный транспорт.
Существует еще одно понятие активов — юридическое. Согласно ему, активы могут быть материальными и нематериальными.
Материальные — это те, которые присутствуют в физической форме, их можно оценить. Например, производственные базы, земельные участки, оборудование и транспорт, деньги на счету компании.
Нематериальные — те, которые нельзя выразить в физической форме, но они не менее важны для роста бизнеса. Это позиционирование бренда на рынке, репутация, квалифицированные сотрудники, клиентская база, партнерские отношения.
Активы могут определять и с экономической стороны — высоколиквидные и неликвидные. Первое — то, что можно продать по цене не меньше рыночной, второе — то, что стоит дешево и быстро продать его не получится.