Как согласовать сделки и другие корпоративные действия с ФАС: пошаговое руководство
14.10.2025
Согласование сделок с ФАС — обязательная процедура для компаний, совершающих крупные корпоративные действия: слияния, покупки долей, реорганизации. Ошибки на этом этапе могут привести к штрафам и срыву сделки. В материале подробно разбираем, когда требуется разрешение ФАС, какие документы подготовить и как пройти процесс согласования быстро и без отказа.
Почему важно согласовывать сделки с ФАС
Уход ряда крупных иностранных брендов кардинально изменил корпоративный ландшафт нашей страны. Множественные преобразования коснулись логистических, промышленных и финансовых процессов, а частный менеджмент все чаще получает в свои руки активы «недружественных» стран.

Пик сделок по переходу долей, акций и корпоративного контроля, подпадающих под антимонопольное регулирование, пришелся на 2024 год, но активная фаза заключения таких договоренностей продолжается по сей день. Вот почему умение эффективно взаимодействовать с ФАС становится критически важным навыком для любого юриста и топ-менеджера.

Разбираем сложности и нюансы процедуры согласования сделок в ФАС — от подготовки документов до работы с результатами обращения в антимонопольный орган.
Шаг 1. Определяем, требуется ли согласование сделки с ФАС
Первым делом необходимо понять, подпадает ли планируемая операция под обязательный государственный контроль.
Когда нужно получать разрешение
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (Закон «О защите конкуренции») устанавливает исчерпывающий перечень случаев, требующих предварительного согласования:
  • Создание и реорганизация коммерческих организаций (ст. 27).
  • Соглашения о совместной деятельности (ст. 27). ФАС в своих разъяснениях выделяет признаки такого соглашения: объединение ресурсов или взаимные инвестиции для достижения общей цели; совместное несение рисков; публичность информации о деятельности.
  • Сделки с иностранными компаниями или лицами, которые поставляют товары в Россию на сумму свыше 1 млрд руб. в год. Сумма рассчитывается за годовой период, предшествующий дате сделки или иного действия, на которое распространяется государственный контроль.
  • Приобретение акций, долей и имущества (ст. 28).
Финансовые и пороговые критерии
Согласование требуется, если превышены определенные пороги.
Шаг 2. Определяем орган ФАС и круг заявителей
После того как необходимость согласования установлена, возникают два практических вопроса.
Как выбрать орган ФАС
  • Если стоимость активов сторон превышает 15 млрд руб. или выручка более 30 млрд руб., ходатайство подается в центральный аппарат ФАС России (Москва).
  • В остальных случаях документы направляются в территориальное управление по месту регистрации.
  • Согласно Приказу ФАС РФ от 20.09.2007 № 294, центральный аппарат вправе самостоятельно перенаправить заявление в нужное подразделение в течение семи дней.
Кто является заявителем
Заявителями выступают лица, непосредственно совершающие действия: приобретают акции, заключают соглашение о совместной деятельности или запускают процесс реорганизации.

В сложных корпоративных сделках (например, при участии закрытых ПИФ, иностранных холдингов и иных структур) определение круга заявителей может стать нетривиальной задачей, решить которую в большинстве случаев помогает подробное изучение ч. 2 ст. 32 уже упомянутого закона «О защите конкуренции».
Шаг 3. Готовим пакет документов для согласования с ФАС
Подготовка полного комплекта документов — задача, требующая скрупулезности и глубокого знания не только закона, но и подзаконных актов ФАС.
Пакет может насчитывать сотни, а иногда и тысячи страниц, и на его подготовку уходит в среднем около месяца.
Основные нормативные акты
Ключевыми нормативными актами, регулирующими состав пакета, являются:
  • Закон «О защите конкуренции» (ст. 32, определяет фундаментальный перечень документов);
  • Разъяснения ФАС РФ от 11.06.2021 № 19 (ключевой документ, раскрывающий логику антимонопольного органа и особенности подготовки документов);
  • Приказ ФАС РФ от 17.04.2008 № 129 (утверждает форму представления сведений — главное приложение к ходатайству);
  • Приказ ФАС РФ от 20.11.2006 № 293 (регулирует форму представления группы лиц);
  • Приказ ФАС РФ от 20.09.2007 № 294 (регламентирует алгоритм взаимодействия с ФАС);
  • Постановление Правительства РФ от 10.06.2023 № 956 (устанавливает случаи, когда данные о сделке не подлежат разглашению).
Структура пакета документов
Общие документы по сделке. К ним относятся ходатайство в свободной форме, заполненная форма сведений (по Приказу ФАС РФ от 17.04.2008 № 129), доверенности на представителей, проекты договоров и документов о реорганизации и квитанция об уплате госпошлины.

Блок документов по заявителям. В него входят учредительные документы, сведения о группе лиц заявителя (схемы и перечни), финансовая документация (письма о стоимости активов), сведения о бенефициарах и владельцах долей более 5%, письмо о возможности/невозможности публиковать сведения.

Документы по объекту экономической концентрации. Это учредительные и финансовые документы, данные о группе лиц объекта, документальные подтверждения отсутствия признаков стратегического предприятия и письмо о возможности/невозможности публикации сведений.
Практический совет
К бумажному комплекту в обязательном порядке следует приложить флеш-накопитель с электронными версиями всех документов.
Шаг 4. Подаем документы и взаимодействуем с ФАС
Несмотря на теоретическую возможность электронной подачи документов через «Госуслуги», на практике юристы предпочитают передавать документы лично в канцелярию ФАС или направлять их по почте. Это позволяет избежать технических сбоев и получить подтверждение о приеме документов.
Шаг 5. Решение ФАС и дальнейшие действия
По итогам рассмотрения пакета (до 30 дней) ФАС может принять одно из трех решений:

Удовлетворение ходатайства. Если представлен полный комплект документов и сделка не ведет к ограничению конкуренции.

Согласование сделки с выдачей предписания. Регулятор может обязать стороны выполнить определенные условия: продать часть активов, предоставить доступ к инфраструктуре или ограничить ценообразование.

Отказ в согласовании. Отказ возможен, если сделка ограничивает конкуренцию, представлены недостоверные сведения или не хватает ключевых документов.
Как действовать при отказе
В случае отказа по техническим причинам (некомплектность документов) – оперативно исправьте недочеты и подайте ходатайство повторно.

Оспаривать в суде имеет смысл лишь отказы, связанные с оценкой конкуренции на рынке.
Заключение
В новых экономических реалиях согласование с ФАС становится критически важным элементом корпоративного управления и M&A, и получение заветного «да» зависит от тщательной предварительной оценки своих бизнес-намерений, аккуратной подготовки документов и понимания логики антимонопольного органа.

Начинать «репетицию» взаимодействия с регулятором следует еще на этапе структурирования сделки, а в сложных случаях разумно обратиться к профессионалам, имеющим успешный опыт прохождения этой процедуры.